Пн - Пт: с 09:00 до 21:00

Сб - Вс: с 10:00 до 20:00

Круговые перекрестки: плюсы, минусы, статистика аварийности

Время чтения: 1 минут.
Круговые перекрестки: плюсы, минусы, статистика аварийности

Круговыми перекрёстками или кольцевыми пересечениями называются перекрёстки с круговым движением вдоль центральной части, «острова». Направление, в котором движется транспорт, на территории РФ только одно – против часовой стрелки. А приоритет движения определяется, в первую очередь, дорожными знаками и разметкой – большинство круговых перекрёстков не оборудованы светофорами и относятся к нерегулируемым.

Особенности кольцевого движения

Перекрёстки равнозначных дорог считаются нерегулируемыми, на них устанавливается только один вид дорожных знаков – 4.3. «Круговое движение». Если дороги неравнозначные, дополнительно могут устанавливаться знаки приоритета. Однако перекрёсток всё равно считается нерегулируемым. На регулируемой развязке могут устанавливаться светофоры и стоять регулировщик. Причём, с 2019 года главным автоматически считается внутреннее кольцо. И транспортные средства, которые уже находятся на перекрёстке, пользуются преимуществом перед транспортом на примыкающих дорогах.

Скорость движения на таких развязках выбирается в зависимости от погодных и дорожных условий. Также учитываются размеры кольца, интенсивность трафика и состояние дорожного покрытия. Однако водителю въезжающего на кольцо автомобиля следует правильно определить не только скорость, но и момент для въезда, с учётом движения другого транспорта. При движении по перекрёстку следует выбрать такой скоростной режим, который не приведёт к созданию заторов.


Устройство кругового перекрестка

Перекрёстки с кольцевым движением состоят из таких конструктивных элементов:

  • центрального направляющего островка, самого большого по размеру и близкого по форме к кругу или овалу;
  • устьевых направляющих островков на въездах и выездах;
  • кольцевой проезжей части и внутреннего кольца;
  • въездов и выездов;
  • правоповоротной полосы;
  • разделительной полосы.


По краям кругового перекрёстка располагаются обочины и тротуары для передвижения пешеходов. При наличии пешеходного перехода на центральной разделительной полосе выделяется дополнительная зона – островок безопасности. Здесь может отдохнуть не успевший пересечь дорогу пешеход и категорически запрещена остановка или стоянка транспорта.

Правила дорожного движения на круговых перекрестках

В соответствии с правилами дорожного движения, круговые перекрёстки следует преодолевать, выполняя определённые требования. Одно из них – соблюдение рядности при движении по кольцу, которое позволяет избежать аварийных ситуаций, и проезд исключительно против часовой стрелки. Другие требования касаются заезда на перекрёсток и выезда с него.

Правила заезда и выезда с кольца

Въезжать на круговые перекрёстки допускается с любой полосы соединяющейся с этой развязкой дороги. Это соответствует п. 8.5 ПДД, где указана необходимость занимать крайнее положение на проезжей части в любой ситуации, кроме въезда на развязку с круговым движением. Поэтому при виде знака «Круговое движение» водителю не обязательно перестраиваться к правому краю дороги.

Выезд с кругового перекрёстка для большинства никогда не сталкивающихся с таким движением водителей может оказаться более серьёзным испытанием, чем въезд. Перед тем, как покинуть кольцо, стоит подготовиться – перестроиться на крайнюю правую полосу. Чтобы сэкономить время, можно сразу перемещаться по перекрёстку, придерживаясь этой части дороги. Но, если водитель едет по центральной части дороги, перестраиваясь, ему следует соблюдать все связанный с этим манёвром правила. То есть пропустить те машины, которые едут по правой полосе, и автомобили, перестраивающиеся на его полосу.

В отличие от въезда на круговые перекрёстки, выезжать с них, в соответствии с п. 8.6 ПДД допускается только так, чтобы транспорт не оказался на стороне со встречным движением. Для этого обязательно придерживаться крайней правой полосы. Чтобы упростить поворот, стоит ехать как можно ближе к правому краю дороги.

Использование поворотников на круговых перекрестках

Проезжая по круговому перекрёстку, водитель транспортного средства совершает два поворота. Но иногда участники дорожного движения стакиваются с проблемой – какой поворотники включать, правый или левый. А иногда даже с тем, стоит ли пользоваться поворотными огнями вообще – по крайней мере, заезжая на кольцо.

Чтобы разобраться с этим, стоит рассмотреть особенности въезда, правила и действия водителей:

  • При въезде на кольцо водитель совершает поворот направо. Поэтому должен включать правый поворотник. Однако на таком перекрёстке все машины, которые уже перемещаются по кругу, приближаются с левой стороны, из-за чего могут не заметить включенные поворотные огни.
  • Некоторые водители включают левые поворотники, хотя на самом деле собираются повернуть вправо. Объясняют они это тем, что со стороны перемещающегося по кругу транспорта лучше всего видны именно эти огни.
  • Иногда водители вообще не включают поворотники на въезде, считая, что левые включать неправильно, а правые не будут видны другим автомобилям.


Несмотря на такие противоречия, на самом деле следует придерживаться ПДД, и включать именно правые поворотники. Делать это необходимо и во время въезда на кольцо, и при выезде с него. Причём, включают поворотники заранее, чтобы другие участники движения успели отреагировать на манёвр. При поломке сигнала водитель должен воспользоваться альтернативным способом – вытянуть из левого окна руку, согнув её в локте, и указать вверх.

Преимущества круговых перекрестков

Список плюсов перекрёстков с круговым движением включает:

  • повышение безопасности за счёт снижения скорости при приближении к развязке;
  • увеличение пропускной способности по сравнению с обычными перекрёстками со светофорами;
  • уменьшение времени ожидания – водители не ждут зелёного сигнала светофора, хотя и движутся с меньшей скоростью;
  • большое количество соединяемых путей – большинство стандартных перекрёстков соединяет не больше 4 ветвей, для круговых это число ограничено только их диаметром.


В списке плюсов стоит отметить и улучшение экологического баланса. Уменьшается уровень шума и выбросов вредных веществ в атмосферу от стоящих автомобилей. Снижаются расходы на содержание за счёт отсутствия светофоров – хотя такими устройствами могут быть оборудованы круговые перекрёстки с многополосным движением.

Недостатки круговых перекрестков

Есть у кругового движения и определённые минусы:

  • увеличивается площадь, которую занимает развязка – особенно за счёт острова;
  • увеличение времени ожидания в «час пик», когда из-за плотного потока автомобили не могут заехать в круг;
  • повышение риска опрокидывания автомобилей с высоким центром тяжести – но только из-за превышения скорости.

Также стоит отметить, что пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам на круговых перекрёстках приходится быть внимательнее, чем на обычных. Они намного хуже видны в боковое зеркало автомобилей, что повышает риск создания аварийной ситуации. По этой причине из-за кругового движения могут возникать пешеходные «пробки».

Статистика ДТП на круговых перекрестках

Как показывает статистика аварий на перекрёстках с круговым движением, в отличие от традиционных перекрёстков, здесь почти отсутствуют лобовые, право-угольные и лево-поворотные столкновения. Причины – уменьшение скорости и движение в одном направлении. Эти же особенности кругового движения снижают общее число аварий примерно на 40% и количество ДТП с травмами до 70%. Повышается безопасность на круговом перекрёстке и для пешеходов, которые передвигаются по кольцу по периметру круга. Для перехода на другую сторону достаточно всего один раз пересечь проезжую часть. Это приводит к снижению числа аварий с участием пешеходов в 2–4 раза по сравнению с обычными развязками.